Как выбрать компьютерный руль

Для начала стоит определиться, нужен ли вам руль как таковой. Если вы запускаете Need for Speed раз в неделю, можно ответить на этот вопрос однозначно: нет. Зачем тратиться на девайс, который будет пылиться в кладовке или занимать место на рабочем столе? Другое дело, если от таких названий, как ТОСА Race Driver, Colin McRae Rally, GTR Fia Racing, FI Challenge, у вас появляется блеск энтузиазма в глазах. Именно для таких симуляторов производители компьютерной периферии и выпускают джойстики-рули, играть в эти игры на клавиатуре — все равно что мыть полы зубной щеткой.
Выбрать адекватный руль из всего многообразия с первого раза будет не так просто — у каждой модели, как и у настоящего автомобиля, есть свой особый характер. Производите­ли устанавливают разные пружины, разные по силе моторы, используют разные материалы покрытия — все это несколько усложняет выбор. Многое зависит и от вашего бюджета. Скажем сразу: слишком дешевым руль быть не должен, иначе все удовольствие от игры будет сведено на нет «кривым» программным обеспечением, слабым креплением и другими бюджетными болезнями. Адекватный джойстик можно приобрести по цене от 2500 рублей, стоит иметь это в виду.

Технологии
Итак, вы собрались приобрести джойстик-руль, но, посмотрев прайс-лист продавца, столкнулись с различ­ными непонятными обозначениями вроде Force Feedback (иногда — FFB), Rumble (часто обозначают как «обрат­ная связь»), Clutch Edition и так далее. Давайте разбираться по пунктам.
Первый джойстик-руль для ком­пьютерных игр появился в 1983 году. Это была обычная пластиковая ко­робка с баранкой диаметром 17 см и единственной гладкой педалью. Да­лее производители начали развивать идею. Постепенно они пришли к выво­ду, что какая-никакая отдача позволи­ла бы игрокам прочувствовать дорогу намного лучше, да и интерактивность поднялась бы на несколько ступеней. Самый простой способ достижения подобного эффекта — установка ви­бромотора. Предположим, вы заехали одним колесом на обочину — игра посылает сигнал на джойстик, вибро­мотор начинает легко потряхивать баранку. Зачастую в прайсах модели с вибромотором обозначают как рули с обратной связью или Rumble Feedback. Все это, конечно, очень далеко от поведения реального руля в реальном автомобиле: во время езды он оказывает сопротивление на поворотах и при нажатии на газ норовит выскользнуть из рук при езде по гравию — своеобразной специфики хватает. Но производители нашли способ симуляции, максимально при­ближенный к реальности. Технология под названием Force Feedback лежала на поверхности — с 1950 года ее ис­пользовали в авиации для облегчения управления самолетом и наведения на цель. Чтобы заставить руль сопро­тивляться действиям игрока, в им­провизированное торпедо добавили сервомотор и подсоединили его к баранке. Именно на модели с Force Feedback(FFB, обратная отдача) нуж­но обращать внимание при покупке. Грамотная реализация FFB принесет немало радости и эмоций во время управления виртуальным болидом.
На рынке до сих пор сохранились модели вообще без какой-либо от­дачи, стоят они недорого, но приобре­тать ихмыбы не советовали. Слишком уж банально и несерьезно.
Немаловажный фактор при выборе руля — система крепления к столу. Дешевые модели почти всегда фик­сируются при помощи липучек. Как бы мощны ни были эти резиновые кре­пления, во время напряженной игры руль оторвется от стола в одной или нескольких точках. Стоитли говорить, что это очень раздражает. В более дорогих моделях с FFB используются массивные прищепки, иногда к ним добавляются крепления при помощи плоских винтов. Как известно, через три точки уже можно провести пло­скость, так что рули с креплением в трех точках будут держаться на столе наиболее крепко. Здесь стоит сказать, что FFB на максимальной мощности все равно рано или поздно вырвет руль, но к тому моменту вы уже устане­те рулить. Самые серьезные модели рулей оснащают педальным блоком с отдельной педалью сцепления и коробкой переключения скоростей. Встречаются даже самые настоящие люксовые рули с кожаной обтяжкой! Как и полагается, стоят такие модели весьма недешево, но взамен на по­траченные деньги предлагают прак­тически полную симуляцию управ­ления автомобилем на «коробке». Здесь всплывает уже другая пробле­ма — найти игру с полноценной под­держкой выбранного манипулятора. Мейнстримовые аркады вроде Need for Speed уж точно не заточены под управление с применением сцепле­ния и 6-ступенчатой коробки передач, но это тема уже другой статьи.
Вопрос об интерфейсе подклю­чения уже почти забыт — времена игрового и сот-порта давно ушли. Сейчас все джойстики подключаются к компьютеру через USB. Некото­рые модели подходят и для приста­вок, в комплект входят переходники для Sony PlayStation, Microsoft Xbox, Nintendo Gamecube.
Производители
Давайте посмотрим на модельные ряды производителей, выпускающих джойстики-рули.
Logitech
Начнем, пожалуй, с гиганта, за­работавшего отличную репутацию производителя компьютерной пери­ферии. Сейчас область интересов компании немного сместилась и в ас­сортименте значатся всего два руля — но зато каких! Logitech продолжает выпускать модель МОМО Racing Force Feedback Wheel. Этот легендарный руль был спроектирован при участии известной среди автолюбителей и профессиональных гонщиков фир­мы МОМО, логотип компании гордо украшает баранку. Рулевое колесо покрыто приятной на ощупь резиной. Красная лента в верхней части баран­ки — это визитная карточка МОМО, элемент присутствует и на рулях для реальных автомобилей. Здесь же рас­положены шесть программируемых кнопок, они существенно облегчат управление в играх. Справа от руля расположена двухпозиционная ручка переключения передач (работает в стиле Tiptronic). Еще один плюс в ко­пилку МОМО Racing Force Feedback Wheel — удобный педальный блок.
Сила Force Feedback в данной модели считается одной из лучших, а за такие деньги так и вовсе непре­взойденной (цена руля была снижена до 3000 рублей). Что немаловажно, практически любой серьезный си­мулятор или аркада имеет в запасе профиль для этого руля. Модель появилась сравнительно давно, так что с поддержкой проблем не будет.
Второй руль в послужном списке Logitech появился недавно. G25 Racing Wheel стоит заметно дороже рулей конкурентов и не может похвастаться хорошей родословной, но не торопи­тесь с выводами. В комплекте с G25 Racing Wheel поставляются педаль­ный блок с дополнительной педалью сцепления и — продолжительные овации — коробка переключения ско­ростей! Для пущего удобства модуль с «коробкой» выполнен в виде отдель­ного блока с собственным креплением к столу. Рулевое колесо обтянуто резиной, на нем есть две програм­мируемые кнопки и пара подрулевых шифтеров (вдруг кому-то не нравится использовать коробку переключения). «Коробкой» можно пользоваться в шести— и двухпозиционном режиме. Сила Force Feedback в данной модели, по заявлениям самого производите­ля, является мощнейшей на рынке.
Раньше у Logitech было несколько других моделей, но все они давно не выпускаются, а в магазинах рас­продаются последние партии. На них тоже можно обратить внимание, мы бы порекомендовали такую модель, как Formula Force EX.
Genius
Компания Genius снискала славу производителя дешевой и вполне до­бротной периферии. В ассортименте мы насчитали целых 10 моделей ру­лей, но многие из них похожи друг на друга. Наиболее удручает, что ни один из рулей не поддерживает полно­ценный Force Feedback и ограничи­вается виброотдачей. Рули Genius можно посоветовать пользователям с ограниченным бюджетом. Например, Genius Speed Wheel 3 Vibration стоит всего 1000-1200 рублей. В комплект входят только руль и блок педалей (без сцепления), нет даже намека на ко­робку переключения скоростей. Про­изводитель предлагает для этого ис­пользовать подрулевые шифтеры (не очень удобные, к слову). Виброотдача начинает слабо трясти баранку, когда вы заезжаете на бордюр или едете по гравийке. Если очень сильно хочется купить руль, но денег нет, вполне мож­но ограничиться Genius Speed Wheel 3 Vibration на первое время.
Genius Speed Wheel 3 MT — немного более продвинутая модель, здесь есть двухпозиционный рычаг переключе­ния скоростей. На баранке появились две прорезиненные области, правда, хватаешься за них редко. Обычно руки находятся в верхней части руля. Еще одна достойная внимания модель от Genius — Speed Wheel RV FF. Среди ее достоинств можно выделить большой и устойчивый педальный блок, отдель­ный модуль с рычагом переключения скоростей и прорезиненную баран­ку. Вполне достойный середнячок. Правда, стоит он примерно также, как более мощная модель oTThrustmaster с полноценным Force Feedback, но без «коробки». Выбрать между ними совсем не сложно, стоит попросить продавца показать вам обе модели.
Saitek
Некогда очень популярный про­изводитель джойстиков и рулей, компания Saitek притихла и обновляет только линейки рычагов для авиаси­муляторов, да и то раз в год. На сайте Saitek до сих пор числится классика компьютерного рулестроения — моде­ли R440 Force Feedback Wheel и R220 Digital Wheel. Рули полностью повто­ряют друг друга, разве что у R440 есть полноценный Force Feedback. Баран­ки покрыты слоем резины, держать их приятно. Дополнительные кнопки размещены именно там, где и должны быть, — пальцы сами ложатся на них.
Обратите внимание на педальный блок, он сильно отличается от любой другой модели от конкурентов. Чест­но говоря, больше всего это похоже на рычаги управления каким-нибудь звездолетом. Здесь инновации по­добного рода не приветствуются. Коробки переключения передач нет, остались только шифтеры под рулем. С учетом сравнительно низкой цены и почтенного имени производителя на R440 вполне можно обратить внима­ние при выборе.
Thrustmaster
Вот мы и добрались до второго из­вестного производителя рулей — ком­пании Thrustmaster. В арсенале компа­нии значатся 7 рулей, многие из них уже стали классикой, но все выпуска­ются и до сих пор. Этот производитель славится благодаря сотрудничеству с компанией Ferrari — 5 из 7 рулей, доступных для выбора, точь-в-точь передают облик рулей красных гоноч­ных автомобилей. В первую очередь стоит обратить внимание на связку Ferrari GT 2-in-1, компания выпустила руль в версиях с Force Feedback и с виброотдачей Rumble Force. Модель с виброотдачей на равных соперничает с продукцией брендов второй волны (Genius, Dialog), руль с Force Feedback позиционируется чуть выше. Эргоно­мика руля продумана до мелочей: ре­зиновые накладки на рулевом колесе, большие педали, система крепления, которая надежно удерживает руль, не давая ему сдвигаться во время игры. Логотип Ferrari посередине придает уверенности на виртуальной дороге. Жаль, что для переключения скоростей придется пользоваться подрулевыми переключателями, хотя бы двухпозиционная ручка была бы куда более удобна в использовании. Остальные модели ThrustmasterTaioKe достойны внимания, но особенно мы выделим ставший уже легендарным руль Rallye GT PRO Force Feedback и его продолжение Rallye GT PRO Force Feedback Clutch Edition. Черная про­резиненная баранка с серебристой вставкой по центру и серыми кноп­ками смотрится на пять с плюсом. Подрулевые шифтеры присутствуют в количестве четырех штук (два из них дублируют педали). Чтобы как-то выделить свой продукт, Thrustmaster сделали два оставшихся рычага прогрессивными — вы сможете до­зировать давление. Эта функция может пригодиться для реализации сцепления. В оригинальной модели предусмотрена двухпозиционная ручка для переключения скоростей. Force Feedback в этой модели ра­ботает просто шикарно, позволяя прочувствовать любые изменения на дороге. Сила достаточная, чтобы до­ставить вам проблемы.
Продолжение легенды в виде Clutch Edition сделало руль просто идеальным кандидатом на покупку — инженеры Thrustmaster добавили тре­тью педаль (сцепление) на педальный блок, ручка переключения скоростей немного преобразилась и стала чуть больше походить на реальный рычаг переключения скоростей. Жаль, что производитель не сделал ее семи­ позиционной для пущего реализма. Руль позиционируется как конкурент МОМО Racing Force Feedback Wheel. Сложно сказать, что стоит выбрать. Если выбирать между версий Clutch Edition, то выбор в пользу Thrustmaster очевиден (дополнительная педалька лишней не будет). Оригинальная вер­сия Rallye GT PRO Force Feedback во многом похожа на конкурента, разве что мотор Force Feedback работает заметно тише. Однако, по ощущени­ям, хардкорные симуляторы лучше заточены под продукт от Logitech.
Dialog
Этот производитель вышел на рынок рулей сравнительно недавно. Сразу стало ясно, что он позициони­рует свои рули в бюджетный сегмент. Достаточно обширный модельный ряд насчитывает 13 моделей, но внимания достойны не все. Справедливости ради скажем, что можно выбрать и вполне приличную модель. Например, GW-23FB. Руль оснащен четырехпози­ционной коробкой для переключения скоростей, установленной почти вплотную к баранке. Само рулевое колесо прорезинено в правильных местах, его удобно держать в руках. Блок с педалями получился каким-то детским — странные пластиковые пе­дали и небольшой размер подставки. GW-23FB оснащен только вибро­мотором, но за 1700 рублей хотеть большего было бы глупо. GW-301 — это уже почти классика. В комплекте с рулем поставляется отдельный блок с простенькой «коробкой» и ручным тормозом! Педальный блок все такой же детский на вид. Торпедо можно поставить вертикально относитель­но плоскости стола и почувствовать себя водителем трактора «Беларусь». Напоследок можно присмотреться к GW-14VR. Этот руль немного напо­минает Thrustmaster Rallye GT PRO Force Feedback. Ручка переключения скоростей двигается в трех направ­лениях, педальный блок выглядит вполне пристойно. Был бы еще Force Feedback — цены бы рулю не было.
Эксклюзив
В рамках данной статьи мы про­сто не могли не рассказать о давно снятом с производства джойстике- руле Act Labs Force RS, потому что это самая настоящая легенда рынка. Компания Act Labs продавала целую линейку периферии под лейблом RS, включающую семиступенчатую коробку переключения скоростей, платформу с тремя педалями и руль (все по отдельности, разумеется). Баранка была обтянута натуральной коричневой кожей, рычаг переклю­чения скоростей сильно походил на реальный, a Force Feedback мог на максимальной мощности вывихнуть вам плечо. По каким-то личным причи­нам Act Labs свернула производство Force RS, вполне возможно, что из-за большой цены комплектующие никто не покупал…
Act Labs Force RS все еще реаль­но купить, но будет ли он работать с новыми операционными системами?
Заключение
Мы рассмотрели продукцию самых известных производителей на рынке джойстиков-рулей. Наде­емся, что это поможет вам сделать правильный выбор. Напоследок перечислим основные моменты, на которые вы должны обратить вни­мание при выборе руля:
• наличие какой-либо технологии обратной связи (Force Feedback предпочтительнее);
• наличие рычага переключения скоростей (двух-, шести-, семи­позиционный — по желанию);
• форма педального блока (он не должен быть слишком маленьким);
• крепление к столу (будет очень неприятно, если руль оторвется в самый напряженный момент);
• материалы изготовления баран­ки (кожа — супер, резина — хоро­шо, пластик — не очень).

Комментариев нет:

Отправить комментарий